Андрей Александрович Миронов родился 8 марта 1941 г. в семье Марии Владимировны Мироновой и Александра Семёновича Менакера.
Андрей учился в 170-й школе на Петровке (Лицей на Пушкинской), считался в классе неформальным лидером. В одиннадцать лет он чуть не дебютировал в кино. В подмосковное Пестово, где в Доме отдыха мхатовцев проводили отпуск родители, приехала съёмочная группа фильма «Садко». Андрею вместе с сыном знаменитого мхатовца Хмелёва поручили роли в массовке. Но Хмелёву дали роскошный костюм боярчонка, а Миронову – дерюгу попрошайки, которую он, побрезговав надеть на голое тело, нацепил поверх модной тенниски с блестящей молнией. Когда в кадре рядом с боярином оказался колоритный нищий в носках под лаптями и рубище, через которое отчётливо просвечивала молния, режиссёр с криком изгнал хулигана со съёмочной площадки.
В детстве Андрей был фанатом футбола и твердо намеревался становиться вратарём. Также ему очень легко давались иностранные языки. Родители мечтали, чтобы их сын поступил в МГИМО. Желание сына поступать после школы в театральное училище имени Щукина у Марии Владимировны восторга не вызвало. Она панически боялась, что её единственный сын окажется обыкновенным, посредственным артистом. К счастью, Андрей не только оправдал, но и превзошёл её ожидания. Он был лёгок, остроумен, артистичен. Поступил блестяще, сдав все экзамены на «пятерки» Когда о нём говорили как о сыне Мироновой и Менакера, он взрывался: «Я просто Миронов, и всё!»
Андрей окончил училище с красным дипломом, по окончании которого был принят на ура в Театр сатиры. Андрей показал себя на просмотре во всей красе и был принят безоговорочно.
Первые спектакли Андрея – «Клоп», «Баня», «Над пропастью во ржи», «Доходное место» – вызвали общее восхищение зрителей и критики, что нечасто случается на театре. Роль Холдена в спектакле «Над пропастью во ржи» по повести Сэлинджера сделала его знаменитым на всю Москву. В 60 – 70-е годы в театр было не попасть – ходили «на Миронова».
Миронов рано начал сниматься. Его первый фильм – «А если это любовь?» (1962 г.) Его герои вызывали симпатию, но редко – доверие. Развитие и кульминация образа шикарного повесы и обаятельного плута произошли в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука». Этот фильм сделал Миронова кумиром публики. В 1970-ые годы его носили на руках, в буквальном смысле: например, от служебного входа театра Сатиры до ждавшего его автомобиля.
В фильмах все рискованные трюки Миронов исполнял сам, без дублёра.
Особая группа фильмов Миронова – советские мюзиклы, в которых он был царь и бог. «Соломенная шляпка» и «Небесные ласточки» стали классикой жанра именно благодаря участию в них Миронова.
Лучшая его роль в серьёзном кино – Ханин в фильме Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин» (1984). Сцена в ванной, когда герой Миронова пытается и не может застрелиться, – из тех, по которым учат актерскому ремеслу в киношколах. Ошеломлённый зритель увидел в роли писателя Ханина. Увидел и… не узнал. Это был новый Миронов.
После «Итальянцев в России» Рязанов приступил к «Иронии судьбы», не сомневаясь, что Ипполита сыграет Андрей. Но тот попросил роль Жени Лукашина, и отказать ему режиссёр не мог.
— Андрюша, я дам тебе на пробу каверзную сцену. Убедишь меня в этом эпизоде – роль твоя.
И вот Миронов, пряча глаза, застенчиво произносит: «Я у женщин никогда не пользовался успехом… ещё со школьной скамьи… Была у нас девочка, Ира. Я в неё в восьмом классе втюрился… Потом она вышла за Павла». Поверить в то, что неведомая Ира могла пренебречь таким парнем, как Миронов, было невозможно. Роль Лукашина досталась Мягкову.
В театре Андрей Миронов сыграл много серьёзных ролей мирового драматического репертуара. Все их не перечислишь – Фигаро, Жадов, Хлестаков, Чацкий, Лопахин, купец Васильков, Дон Жуан, Жорж Дюруа, Грушницкий, молодой Вишневский и не говоря уже о ролях современной тематики.
В 1987 г., закончив работу над картиной, Андрей уехал на новенькой BMW в Ригу, куда собирался на летние гастроли Театр сатиры. В это время здесь странным образом собрались все близкие Андрею люди: жена Лариса Голубкина и её дочь Маша, мама Мария Владимировна, первая жена Екатерина Градова с дочерью Машей, все близкие друзья. Миронов даже сам удивлялся этому стечению обстоятельств: «Не хватает только брата Кирилла». 14 августа давали его любимую «Женитьбу Фигаро». За десять минут до конца спектакля, во время финального монолога Фигаро, Миронов потерял сознание от мощного кровоизлияния в мозг в результате разорвавшейся артерии. Он умер ранним утром 16 августа 1987 г.
Андрей Миронов похоронен 20 августа в Москве на Ваганьковском кладбище.